«Я живу в России», - с гордостью говорят воспитанники детского сада «Умка»

«Я живу в России» - так традиционно звучит тема ноября месяца в детском саду № 7 «Умка». Педагоги детского сада считают ее особенно актуальной, так как воспитание подрастающего поколения как единый многонациональный народ на примерах уважительного отношения к особенностям, культуре и быту исторически сложившихся республик России, без сомнения, является насущной проблемой современности.

Физкультурно-спортивный праздник «Семьей единой…» явился зачином темы месяца «Я живу в России». На праздник приехали гости из 4 республик России (Бурятия, Дагестан, Татарстан и Якутия), а также представители центра России – русского народа. Как водится, они показали детям танцевальные движения, отличающие эти народности, и научили национальным подвижным играм. И, что самое главное – остались в группах на целый месяц…

Весь ноябрь воспитатели проводили с детьми беседы об особенностях жизни в республиках России, подключали родителей к организации экспозиций мини-музеев в группах и читали сказки разных народностей. Специалисты на занятиях пели национальные песни и разучивали движения танцев, рисовали татарские, дагестанские и якутские орнаменты и играли в подвижные игры народов Якутии, Татарстана, Бурятии и других народностей нашей страны.

Когда перед педагогами встал вопрос о том, как интереснее организовать и провести с воспитанниками тематический клубный час по итогам первой недели реализации темы «Я живу в России» и где можно узнать о национальных особенностях разных народностей, познакомиться с бытом, природой и сделать это в одном месте? Сомнений не оставалось, конечно, на ВДНХ ! Поэтому, на время клубных часов, все наши группы превращались в площадки – павильоны знаменитой выставки. Собираясь в музыкальном зале, ребята с помощью интерактивных технологий «добирались» до Курского вокзала, затем с помощью разноцветных билетов распределялась на команды и по путевым листам путешествовали от павильона к павильону.

Воспитатели придерживались определенной структуры при организации и проведении тематического Клубного часа:

  • информация о республике с помощью мультфильма из серии «Страна самоцветов»,
  • дидактическая игра, подвижная игра,
  • мастер- классы по показу танцевальных движений,
  • знакомство с легендами.

Интересная работа по изучению национальных особенностей республик России захватила и наших родителей, поэтому на продуктивный клубный час мы пригласили их в качестве мастеров и мастериц для изготовления сувениров. Как можно из путешествия вернуться с пустыми руками? Наши мамы и даже папы выступили в роли танцоров и руководителей мастер-классов по изготовлению тюбетейки, расписыванию горщков и обучению русским народным танцевальным движениям. Были организованы игры-загадки («Узнай музыкальный инструмент»), дети и родители стали золотоискателями ( мастер-класс «Распиши камешек»), ребята смогли примерить тюбетейку (мастер-класс по изготовлению тюбетейки), в павильонах вспомнили легенды – завязали цветную ленточку на дереве желаний в Бурятии и многое - многое другое…

На итоговый клубный час педагоги детского сада пригласили автора технологий эффективной социализации Н.П. Гришаеву и методистов всех дошкольных учреждений города. Было, что посмотреть и чем удивить гостей в «Умке»: впервые в нашем городе присутствующие увидели самостоятельных и свободных детей, которые могли сделать выбор, обьяснить устройство бурятской юрты в качестве экскурсовода, организовать игру, расположившись на татарских подушках. Методисты удивлялись заинтересованности родителей, которые организовали мастер-классы в каждой группе, инициативности детей, с удовольствием переходящих из павильона к павильону, общей организованности самого мероприятия.

В заключении гости смогли увидеть мастер-класс от автора технологий Н.П. Гришаевой по проведению рефлексивного круга и сами поучаствовать в обсуждении увиденного по завершению клубного часа.

Было сказано много добрых слов в адрес педагогического коллектива дошкольного учреждения. Методисты городского учебно-методического центра (А.А. Чернышова, Т.Э. Орлова) отметили, что дети могут самостоятельно выбрать себе дело по душе, прекрасно ориентируясь в помещениях павильонов выставки, свободно общаются со взрослыми людьми и предлагают помощь гостям, как радушные хозяева. Кто-то пострелял из лука, кто-то изготовил бусы, кто-то смог организовать национальную подвижную игру… То есть воспитанники самостоятельно решили для себя, что они хотят узнать, увидеть и смастерить. А также ответить за свои поступки, если будут нарушены правила.

В заключении заведующий детским садом Е.В. Федорова сказала, что организация и проведение Клубных часов помогает педагогам детского сада эффективно сформировать и развить у дошкольников саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

И, добавила Евгения Валерьевна, - «Использование технологий эффективной социализации помогают педагогам детского сада успешно реализовывать требования стандарта дошкольного образования».